ПРОПОВЕДЬ В 20-ю НЕДЕЛЮ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, ВОСКРЕШЕНИЕ СЫНА НАИНСКОЙ ВДОВЫ (ЛК.7:11-16) 27.10.2023 01:34
ПРОПОВЕДЬ В 20-ю НЕДЕЛЮ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, ВОСКРЕШЕНИЕ СЫНА НАИНСКОЙ ВДОВЫ (ЛК.7:11-16)
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ, ГЛАВА 7, СТИХИ 11-16
11 После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. 12 Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. 13 Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. 14 И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! 15 Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. 16 И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшний отрывок Евангелия повествует о событии, которое следует после произнесения Иисусом Христом Нагорной проповеди, и после того, как Он в Капернауме по просьбе язычника, сотника, исцеляет слугу, который был очень дорог для сотника. В тот момент Христос во второй раз на страницах Евангелия – удивляется. В этот раз, Его удивила вера иноплеменника, которой Он не нашел и в Иерусалиме.
Народ, ставший свидетелем тех событий, с воодушевлением идет за Пророком. За Иисусом идет не просто огромная толпа. Ее можно сравнить с рекой, рекой живой воды, возглавляемой Христом. И эта народная «река» направляется в сторону города Наир. Это примерно 40 километров пути, то есть путь был долгий. Соответственно, идущие не могли не устать. И вот в конце этого пути, уже у города, где, наверное, путешествующие чаяли отдохнуть, поесть, на встречу им, из городских ворот выходит процессия, другая река, «мертвая», и по иудейской традиции возглавляет ее мама умершего молодого человека. Из Капернаума идет процессия «реки с живой водой», возглавляемая Христом, а из Наира идет другая процессия - «река мертвой воды», возглавляемая убитой горем матерью. Христос не мог не увидеть эту несчастную женщину. Он видит, что она плачет. Мы уже знаем из этой истории, что это была вдова, а юноша - был ее единственный сын. Какое горе для матери может быть больше?
Мы можем предположить, что ей было очень горько и больно, что жизнь теперь перестала иметь для нее какую-то значимость. Если вспомним, в то время женщина не считалась полноценным членом общества, и слово «вдова» было чуть ли не синонимом слову «мертвец». Например, по закону, для вдов оставляли несколько метра от края поля, когда убирали урожай, чтобы они ходили, собирали себе остатки для еды и не умерли с голоду.
Что эта мать в такой момент могла думать о Боге? Наверное, если она и продолжала верить, то у нее не могло не быть к Нему вопроса о справедливости. Вряд ли она была готова принять Его волю, ведь у нее никого не осталось!
Мы с вами очень часто не ценим то, что имеем. У кого из нас есть семья, дети, те принимают это естественно, как правило, не задумываясь, что в любой момент все может измениться. Вот скажите, будет ли кто, после аналогичных жизненных испытаний, не дай Бог, конечно, продолжать ходить в храм? Мы этого не знаем!
Лука описывает события сегодняшнего текста Евангелия, так же, как описываются аналогичные ветхозаветные события, связанные с воскрешением детей пророками Ильей и Елисеем. И в Евангелии от Луки и в книгах о пророках говорится, что: «Бог посетил свой народ». Глагол посетил» этимологически указывает нам на слово «увидел». «Бог посетил», равно фразе «Бог увидел». А слово «плач» этимологически - это глагол «бить», это те удары судьбы, которые ударяют по человеку, это удары себе в грудь, это когда мы посыпаем голову пеплом и разрываем на себе одежды, так нам больно!
Христос не мог, пройти мимо горя этой рыдающей матери, оставшейся одинокой. Он не мог пройти мимо нее и потому, что Его Матерь, скоро окажется у Распятия, на котором будет пригвождён Он Сам. Помните, что Он сказал на кресте – «Жено, се Сын твой», а ученику: «се мати твоя», чтобы его Мать не осталась одинокой. Сегодня, Господу ничего не оставалось, как только воскресить этого юношу. Он подошел, притронулся к носилкам, на которых лежало тело, что было вообще не допустимо, потому что человек, коснувшийся хотя бы ложа покойника, до вечера оставался нечистым. «И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!» (Лк.7:14). И юноша встал, «и отдал его Иисус матери его».
Бог посетил народ Свой, Бог не оставил людей в одиночестве, Бог не оставил плачущих наедине с болью! Бог посетил, то есть призрел, увидел.
И мы с вами, когда видим несчастья людей, их горе, если мы видим, что у человека случилось что-то плохое, если ему больно, если он плачет, тогда мы можем или отвернуться, пройти мимо, потому что у нас есть свои дела, своя семья, нам есть, чем заняться. Или мы можем призреть на плачь человека и, каким-то образом, постараться помочь ему, утешить, обнять. У Бога нет других рук, кроме наших, и, если мы посмотрим на страждущего человека, значит на него посмотрит и Бог. Давайте не будем отворачиваться от горя людей, которых Господь посылает нам в этой жизни. И станем для них потоком исцеляющей воды! Аминь!
P.S. Дорогие братья и сестры! Помолимся о беременной рабе Божьей Анне, муж которой только что убился на автомобиле.